старорежимный взгляд / Иосафат Кунцевич. Витебский святой.

В отличии от абсолютного большинства белорусских городов у Витебска есть святой, принявший смерть за веру именно здесь, у нас, на Успенской горе у собора.
Иосафат не просто святой, мощи которого покоятся в ватиканском Соборе св. Петра. Он католический покровитель восточных славян.
Для украинских и белорусских грекокатоликов Иосафат Кунцевич вообще считается воплощением Унии, "Апостолом единения".

Что же происходит в Витебске?
Городские власти до сих пор усиленно изображают из себя религиозных фанатиков. В 21 веке, после ста лет атеизма делят Веру на правильную и на еретическую.
Ясно ведь, что, и Косинец, и Николайкин не имеют ни малейшего представления чем отличается католический символ веры от православного.
Они скорее всего не подозревают, что церковная служба у униатов такая же и у православных (тот же самый византийский обряд).
Может ненавидят католиков (итальянцев-французов)? Еще смешнее.

Просто, какой-нибудь чиновник сказал "есть мнение". И всё.

Ситуация точь-в-точь как с Шагалом. Помню, в разгар перестройки и гласности, в 1988 году вышел "Энциклопедический справочник Витебск".
Он был полон статей, типа, "Чапаев - герой гражданской войны. В Витебске есть улица, названная его именем."
И ни слова про Шагала. "Есть мнение"

Опять мы выглядим идиотами перед всем миром. Живём как оккупанты в чужом городе.
По какому праву попы распоряжаются витебской историей, решают, что нужно отмечать, а какие факты мы должны забыть навсегда?

Что делает странный памятник предыдущему Патриарху на Успенской горе, на месте гибели Кунцевича?
Попы боятся конкурентов? Так униатов в Беларуси практически нет (десять тысяч?)

Но зато у Украинской грекокатолической церкви больше четырёх миллионов прихожан (Украина, Польша, плюс диаспора по всему свету).
Понятно ведь, что этим людям приятно было бы прикоснуться к святыне. (Пример http://palomnik.piligrymka.by/palomnichestvo-roma/)  И пусть для РПЦ они заклятые враги, но для Витебска - желанные гости.
На Украине, кстати, его именем улицы называют.

Еще раз повторю. Полным бредом. фантасмагорией, выглядит участие наших витебских властей в религиозных распрях и войнах.
Специально не пишу о событиях 1623 года. Было бы идиотизмом оценивать то время сегодняшними мерками. 






  • sesitsky 07.09.2013 23:44 #
    +3
    3
    оно, конечно, деньги городу нужны, но слишком граница близко, чтоб громко говорить о неправильном святом, не одобреном главным управлением НКВД, ну в смысле Священным Синодом...
    ответить на комментарий
    • rezoner, 08.09.2013 09:29 #
      +1
      1
      Мне кажется, дело в убогости уровня образования Могилевского пединститута. С одной стороны, Лукашенко предлагает реформировать церковную службу, т.е. не моргнув глазом разваливает основы церкви, а с другой стороны, панически боится даже просто упомянуть униатов. Хотя запросто мог бы вовлечь в свои дипломатические игры папу римского. Почему бы и нет?  И католикам приятно, и у наших колхозанов международный имидж подрос бы :)
      ответить на комментарий
  • ushachy, 08.09.2013 12:23 #
    +4
    4
    Вопрос Унии – тема большой идеологии, к религии она имеет весьма опосредованное отношение. Признай колхозаны сегодня, что Уния – сознательный выбор литвинской магнатерии в условиях азиатской экспансии, повалится весь убогий фундамент т.н. «братства и единства». Придётся признать, что в т.н. русско-польских войнах вторую часть нужно менять на «-литовских». Вот где прих..ет народ, когда узнает, с кем мы чаще всего в своей истории воевали и сколько народу положили, чтоб только не стать москалями. Как-то слабо вяжется «братство и дрючьба» с сотнями тысяч литвинов, угоняемых в московское рабство, с тысячами москалей, которых братья-литвины в отместку по деревьям развешивали на их собственных кишках. Кому нужна правда о том, как 3-х тысячный оккупационный гарнизон московитов могилевчане за ночь вырезали до последнего человека? Дарэчы, усіх са сьвятам. Мяркую, пан Кунцэвіч падтрымаў бы нашую шчырую удзячнасьць праваслаўнаму гетману Астрожскамуі ўсяму ягонаму войску.
    ответить на комментарий
    • rezoner, 08.09.2013 12:46 #
      +1
      1
      Вы всё правильно написали, но в данном случае разговор о другом :) Для того чтобы увековечить память витебского святого никаких оценок не требуется. Вспомните панический страх властей перед "Шагалом". Да, его творчество, это воспевание еврейской жизни. Но то что постепенно (с большим скрипом) его делают витебским брендом, совсем не означает, что горожане и приезжие знают о том, что население Витебска, как и всех городов на территории РБ было в большинстве своём еврейским. Т.е. бренд Шагал сам по себе, а "история" сама по себе :)
      ответить на комментарий
      • ushachy, 08.09.2013 13:36 #
        +4
        4
        Я не верю в половинчатость мер. "Из Шагала делают витебский бренд" - очень большое преувеличение. С таким деланьем... В общем, чтобы понять, как делается бренд на бывших соседях, стоит обратиться к примеру Умани. Брацлавские хасиды, приезжающие на могилу своего цадика, ежегодно приносят в городской бюджет до 30 млн. долларов (местные говорят, что в разы больше). Но чтобы они поехали, пришлось поработать. В т.ч. и с мозгами уманьчан. И с взглядами на историческое прошлое. Ну, не помещается Кунцевич в краткий курс истории КПСС. Тут полумифическому Ольгерду никак памятник не продавят. Колхозникам попы ближе - в одном ЦК отчитывались и з/п получали 
        ответить на комментарий
        • rezoner, 08.09.2013 17:54 #

          За "мозги" витеблян бояться не стоит :) Шкловская клоунада приучила народ к мгновенным разворотам государственной риторики на 180 градусов.  Сегодня заклятый враг, завтра, внезапно, вековечный друг. Не говоря уже об непрерывном откровенном вранье. Вспомните миллиарды, которые со всего света нескончаемым потоком всё идут и никак не дойдут в Синеокую :) Так что народ (и чиновники) морально готовы к любым виражам идеологии.
          ответить на комментарий
          • Zveroboy, 08.09.2013 19:13 #

            За "мозги" витеблян бояться не стоит :)
            А что есть витеблянское население в большинстве своём? Это уникальное явление на планете. В том смысле, что беспрекословно слушают и выполняют всё то что, о чём заикнётся власть. Им даже в голову не приходит, что чиновники могут быть  неправы. Скажут - опять попов давить и взрывать храмы - будут делать это судовольствием как и ранее при большевиках.  Нигде такого нет. Даже в атомизированных государствах типа Сирии или Сомали, где уже нет ни власти, ни оппозиции. Где все - против всех и каждый -  против каждого. . Но ведь Алах Акбар! Каждый сам за своего Бога глотку прегрызёт. Иначе там и быть не может.  Здесь нет религиозных традиций у народа, кроме самодурства властей временного режима.  То ли дело дети Востока. Вертолёт завалили и славят Аллах Акбар...Молодцы хлопцы! Истинные викинги...  Да, чуть главное не забыл...Откуда у Башара Асада боевые вертолёты?  Откуда уши растут?    
            ответить на комментарий
      • DelphiN, 08.09.2013 13:43 #
        +1
        1
        "Для того чтобы увековечить память витебского святого никаких оценок не требуется." Вообще-то сами витебляне своё отношение к этому витебскому святому в своё время выразили и заплатили за это весьма высокую цену. Установка памятника Кунцевичу в Витебске выглядит в этом плане весьма неоднозначной.
        ответить на комментарий
        • ushachy, 08.09.2013 14:11 #
          +4
          4
          Согласен. Я и говорю "политический вопрос". Пока в обществе будут жить вбитые им в голову постулаты, что православие - это наше посконное, а униатство - ересь, навязанная Западом, подымать эту тему бессмысленно.
          ответить на комментарий
        • rezoner, 08.09.2013 16:55 #
          +1
          1
          Вообще-то сами витебляне своё отношение к этому витебскому святому в своё время выразили и заплатили за это весьма высокую цену.  
           1. Вы переоцениваете осведомленность наших людей о событиях 1623 года. Для среднестатистического обывателя "Уния" такая же экзотика как и "Тигры освобождения Тамил-Илама". 2. Никому нет никакого дела до мнения горожан. Можете спросить у жителей 9-й Мопровской, 9-й Свердлова, 9-й Бебеля и им подобных витебских улиц :) А ведь есть еще не просто абракадабра, а увековеченные конкретные маньяки. Разве кого-то это смущает?
          ответить на комментарий
          • DelphiN, 09.09.2013 00:00 #

            1. Думаю, количество осведомлённых витеблян всё-же в разы превышает количество витебских униатов. Да и Короткевич вовсе не в списке запрещённых писателей. 2. К чему брать пример с глупости?
            ответить на комментарий
            • Zveroboy, 09.09.2013 00:08 #

              Ага..этих что ли?  В Витебске отметили Новый год по еврейскому календарю    Нам то не гони. В Москве будете отчитываться своими сказками на Лубянке или брюссельским европидерам.  Здесь для всех народностей Российской империи - рай земной. Кроме белорусов разумеется...их истребляли и будут истреблять.При полном одобрямсе...Как с Востока, так и с Запада. Лишь США - гарант независимости Беларуси . И религиозной тоже. Православие - это российщина. Католичество - это пшеки. Униаты - белоруская национальная вера. Что непонятно?  З.Ы. Хоть бы скорее по вашему сирийскому другу Асаду долбанули. задолбали ваши учёные обезьяны их мосвобадской Лумумбы. "Учителя" выискались. Понасажали грамотных людоедов из Москвы по всему миру...  
              ответить на комментарий
              • Zveroboy, 09.09.2013 00:23 #

                Во, главная "духовная семинария". Здесь их и среди витеблянцев полно.   
                ответить на комментарий
              • Leonid, 09.09.2013 11:29 #

                Православие - это российщина. Католичество - это пшеки. Униаты - белоруская национальная вера. Что непонятно?
                   Ну ты выдал ))  У тебя двойка по основам теологии в кружке борцов? 
                ответить на комментарий
                • Zveroboy, 09.09.2013 11:42 #

                  Я брал по большинству верующих. Большинство католиков на Беларуси - поляки, православных - русские.Или русскоязычные, советские. Хрен редьки не слаще...
                  ответить на комментарий
            • ushachy, 09.09.2013 07:44 #
              +2
              2
              Единственное, что меня смущает, так это их "осведомлённость". Короткевич, безусловно, фигура, но выводы об исторических процессах на основе художественной литературы - всё это как-то (что б никого не обидеть ) отдаёт профанацией.
              ответить на комментарий
              • DelphiN, 09.09.2013 11:15 #
                +1
                1
                Да ладно вам. Художественная книга часто ничуть не хуже официального учебника истории или передачи с бородатым историком по официальному каналу ТВ. Скорее даже лучше, т.к. создаёт эмоциональный фон, пробуждает интерес узнать больше, сформировать своё мнение. А однозначно правильных выводов об исторических процессах быть не может - это не точные науки.
                ответить на комментарий
                • ushachy, 09.09.2013 12:40 #
                  +2
                  2
                  Художественная литература на историческую тему (равно как и передача по зомбоящику или статья в сети) – вполне таки действенный инструмент идеологии. И если скармливать их объекту строго в одну калитку, т.е. Толстого Алексея с Гоголем читаем, а вот Сенкевича с Барщевским – нет, то получится требуемый результат. Те самые «осведомлённые витебляне», сформировавшие своё мнение об Унии на эмоциональном фоне талантливого (но не претендующего на большее) произведения.
                  ответить на комментарий
                • rezoner, 09.09.2013 20:49 #
                  +2
                  2
                  Делать из униатов и католиков врагов (нелюдей?) по меньшей мере, не цивилизованно. Сегодня в этом нет абсолютно никакого смысла.
                  ответить на комментарий
                  • DelphiN, 09.09.2013 22:14 #

                    Это вы про кого?
                    ответить на комментарий
            • rezoner, 09.09.2013 20:44 #
              +2
              2
              количество осведомлённых витеблян всё-же в разы превышает количество витебских униатов. Да и Короткевич вовсе не в списке запрещённых писателей.  
               Всё равно, не понимаю как можно сегодня обосновать ненависть к униатам? Т.е.в те времена религиозные войны были нормой. В той же Европе католики и протестанты массово убивали друг друга. Причем раздел, как и во всех гражданских войнах, часто проходил внутри одной семьи. Но в наше время подобное отношение к другой религии, это признак отсталости, недоразвитости народа.  Притом, что мы можем предъявить униатам? Устраивали геноцид (если бы они победили, нас бы сейчас не было)? Униатские города были похожи на фашистские концлагеря?  Каким таким зверством отличались униатские местности от православных или протестантских?
              ответить на комментарий
              • DelphiN, 09.09.2013 22:06 #

                При чём здесь ненависть к униатам? С одной стороны был Кунцевич, иерарх облечённый властью римским папой и королём, человек одарённый, жёсткий, фанатичный, который правдами и неправдами использовал административный ресурс, чтобы подмять православную епархию. С другой витебляне, со своими жёсткими принципами и верой, за которую готовы были пойти на смерть (знали на что шли, Могилёв примером был). Кунцевич конкретно нарывался и не один раз, в итоге нарвался. Итог - убит Кунцевич и несколько униатов с одной стороны, казнена сотня витеблян и жестокие репрессии на сам город с другой стороны. Пусть называют именем Кунцевича улицы где угодно, я не против, но в Витебске памятник непосредственно ему неуместен. Не потому, что он униат, а потому, что из-за него пролилось много крови витеблян и сам город пострадал. Мне земляки как-то ближе. Можно было бы сделать нейтральный памятник восстанию с фигурами Кунцевича и казнённых по принципу - сами решайте за кого, только это не нужно ни католикам, ни властям.
                ответить на комментарий
                • ushachy, 09.09.2013 22:43 #
                  +3
                  3
                  Меня, простите, больше всего умиляет Ваша попытка обозначать некую общность со средневековыми витеблянами. Причём через православие. Во-первых, не думаю, что Вы настолько уж оцерквлены. Во-вторых, я Вас наверное сильно удивлю, но через поколение-другое после рассматриваемых нами событий основная масса витеблян стала таки униатами и вполне комфортно себя чувствовала при этом. Даже оказывала сопротивление россиянским властям, которые после оккупации стали проводить дезуниацию. Кстати умным людям такого срока не потребовалось – ярый враг Унии и критик Кунцевича Мелетий Смотрицкий через несколько лет после его гибели стал ярым приверженцем греко-католицизма.
                  ответить на комментарий
                  • Zveroboy, 09.09.2013 22:57 #

                    А меня умиляет, как вчерашние комсомольцы, воинстувующие безбожники внезапно превратились в "православных атеистов". На святую матушку-заступницу всех витеблянцев от коричневой чумы Веру Хоружую уже не молятся. Невыгодна "прагматикам"  стала  большевичка - за неё нефтяного бабла из Лубянки столько не отвалят!  
                    ответить на комментарий
                  • DelphiN, 10.09.2013 12:15 #

                    "Меня, простите, больше всего умиляет Ваша попытка обозначать некую общность со средневековыми витеблянами. Причём через православие. " Простите, но вам не приходило в голову, что я обозначаю общность не через православие, а банально географически, через город в котором проживаю? Мне как-то небезразличны судьбы тех, кто этот город строил и развивал.
                    ответить на комментарий
                    • ushachy, 10.09.2013 15:39 #
                      +3
                      3
                      Возможно я Вас превратно понял, но из всего Вами написанного сложилась картина, по которой Ваши земляки (которые «ближе») – исключительно православные витебляне. А то что город строили и униаты и католики и даже (боюсь высказать вслух ) иудеи с протестантами, Вы не учитываете? Лихо Вы так купца Смыка из Витебской истории вымарали . Он же – униат, значит не мог он быть фундатором (забыл я как это по росеянски) Воскресенской (Рынкавай) церкви. Да и Адам Кисель с Мироном Галузо тоже под вопросом? По Вашему выходит, что дети тех, кто гнобил Кунцевича (а у кого-то вообще переход произошёл в рамках одного поколения), став униатами лишились права быть «строителями и развивателями» Витебска? Я никак не могу вкурить Вашей логики. Объясните, будьте добры.
                      ответить на комментарий
                      • DelphiN, 10.09.2013 16:02 #

                        Это вы объясните где я униатов из витебской истории вымарываю. С цитатами пожалуйста, а не домыслами. Я упоминал, вроде, только одного - Кунцевича. Причём не столько как униата, а как административное лицо, доведшее город до бунта с тяжёлыми последствиями.
                        ответить на комментарий
                        • ushachy, 10.09.2013 16:30 #

                          Теперь понял. У Вас претензия к Ясафату как администратору. Но большинство его современников (и даже враги, называвшие "душехватом") были противоположного мнения. Да и я, признаться, с ними солидарен. Как и с другим великим современником Кунцевича - Львом Сапегой. Проект "Уния" был реальным шансом сцементировать население в народ. И как это зачастую происходит мнение "населения" никого не интересует.
                          ответить на комментарий
                          • Zveroboy, 10.09.2013 16:34 #

                            Да, население. К их "православному атеисту" "заботливому администратору" одни немые колхозные бабы с ребятами пришли. Пипец...Где они теперь? Как считали копейки от получки до получки, так и считают. Ребят в школу не за что отправить..Какие на хрен  памятники? Да им статую Юрия Гагарина установи возле облисполкома и скажи, что это Исус Христос с неба спустился. И буду молится, если бубернатор прикажет...  
                            ответить на комментарий
    • Leonid, 08.09.2013 13:14 #
      +4
      4
      В признании того, что "русско-польские" войны если одновременно и войны "русско-польско+белорусские" (осовременив термины) нет ничего удивительного. В той же РФ часто упоминают про то "как белорусы Москву брали с лжедмитрием". Признание факта военного противостояния это нормальный процесс.  То как действовал Кунцевич, вероятно было нормальной практикой того времени. Новая власть - новая религия. И Владимир не с шоколадом Русь крестил и католики не с цветами страны крестили. Здесь я с Резонером согласен. Если город имеет отношение к святому, признанному всем католическим миром, то открещиваться от него глупо. Вопрос второй возникает. В Витебске есть католические и униатские церкви. Они лично что то предпринимали, чтобы увековичить Кунцевича в городе?
      ответить на комментарий
      • ushachy, 08.09.2013 13:49 #
        +3
        5
        По второму вопросу. Католики и униаты в Витебске живут как на вражеской территории. У них одна задача - не засвечиваясь, набирать паству. Зачастую в отличие от православных священников католики имеют очень хорошую базовую подготовку интеллектуальный уровень и эрудицию, поэтому хорошо понимают политическую составляющую "вопроса Кунцевича" и не спешат педалировать такую опасную тему. Тем более что для них масштаб фигуры Ясафата не зависит от того, поставят ему памятник или нет, там всё давно решено - он святой. А то, что это пока не признают полудикие племена - вопрос времени и вложенных сил. Фигура Кунцевича гораздо важнее для мирской власти и общества, но здесь проблема: она (фигура) - исторический символ. А под такой символ база требуется. А нету. Тока чарка...со шкваркой уже - .опа. Короче, не дорос ещё Витебск до фигур уровня Ясафата Кунцевича. Тренируйтесь на алексиях 
        ответить на комментарий
      • Zveroboy, 08.09.2013 17:15 #
        +2
        2
        Долбани стакан метаксы за нашу победу!  Сегодня большой праздник. 8 верасня - День белорусской военной славы. Если бы не наши воины, спасшие всю Европу от нашествия азиатов, то сейчас в Париже француженки убирали бураки на елисейских полях, а ты был бы мэром города.Имел гарем из местных колхозниц, говорящих по-русски с французским акцентом...     Сёлета спаўняецца 499 гадоў перамогі беларускага войска на чале зь вялікім гетманам Вялікага Княства Літоўскага Канстанцінам Астроскім над войскам Вялікага Княства Маскоўскага на рацэ Крапіўне пад Оршай.   
        ответить на комментарий
Ответить автору поста
rezoner
83 поста
Последние комментарии
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}